В чем главная беда современных детей: мнение нейролингвиста Татьяны Черниговской
Все родители хотят видеть своих детей успешными, счастливыми и уверенными в будущем. В погоне за этим они записывают их в десятки кружков, на курсы раннего развития, требуют безупречных оценок и побед в олимпиадах.
Кажется, что чем больше знаний и навыков ребёнок освоит с детства, тем выше его шансы на успех.
Но так ли это на самом деле? Нужно ли загружать ребенка сверх меры, чтобы вырастить из него гения? Или, напротив, важно вовремя ослабить контроль и позволить ему идти своим путем?
Ее слова могут стать для кого-то откровением, для кого-то — поводом пересмотреть свои методы воспитания, а для кого-то — долгожданным разрешением немного расслабиться и довериться естественному развитию ребёнка.
Татьяна Черниговская — ведущий российский специалист в области когнитивных наук, нейролингвистики и психологии.
Она изучает работу мозга, мышление и механизмы запоминания. Ее труды помогают понять, как развивать интеллект и воспитывать детей в современном мире.
Один из ключевых тезисов Черниговской — способности ребенка нельзя запрограммировать или создать искусственно:
«Сейчас мы точно знаем: гением можно только родиться. Но, родившись гением, можно им не стать.»
То есть, даже если у ребёнка есть выдающиеся задатки, без подходящей среды и бережного отношения он может их не реализовать.
2. Проблема родительских амбиций
Многие родители мечтают вырастить из своего ребенка успешного человека, и ради этого загружают его занятиями по максимуму. Они записывают его в музыкальную школу, спортивные секции, заставляют читать на скорость, безупречно решать задачи и приносить только пятёрки.
Но нужно ли это детям? Черниговская уверена:
«Главная беда современных детей — это амбиции их родителей.»
Когда взрослые пытаются реализовать через рееёнка свои несбывшиеся мечты, это нередко приводит к стрессу, выгоранию и даже депрессии. Вместо интереса к знаниям ребёнок получает страх не оправдать родительские ожидания.
Именно поэтому важно создать позитивный настрой к обучению:
«Не добавляйте ребенку сложностей в жизни. Давайте ему установку, что заниматься — это хорошо, это веселое занятие. Что, чем больше у тебя знаний, тем интереснее тебе жить.»
Учеба не должна превращаться в бесконечную гонку за оценками. Намного важнее воспитывать любознательность и стремление понимать мир.
3. Что действительно важно
В наше время важны не столько механические знания, сколько способность мыслить, анализировать и адаптироваться.
«Неважно, знает ли ребенок точные даты исторических событий. Важно, чтобы он понимал, что и почему происходит на этой планете. Всё остальное уже знают поисковые системы. Сейчас ценны те люди, которым в голову будут приходить гениальные необычные мысли. И это будет открытием.»
Точно так же не имеет смысла натаскивать ребенка на быстрое чтение:
«Чтение на скорость — это немыслимая вещь! Зачем это нужно? Чтение — это не сканирование букв. Это и машины прекрасно делают. А человек не только читает, но и думает. И чем медленнее он это делает, тем лучше. Значит, он больше поймет.»
Задача родителей — не засыпать ребенка фактами, а помочь ему научиться думать, задавать вопросы, находить решения.
4. Индивидуальность ребенка
Каждый ребёнок развивается в своем ритме, и это нормально:
«Из того, что ребенок развивается медленнее, чем другие, не следует то, что он глупее. Возможно, это просто его стиль жизни.»
«То, что мы родили ребенка, не означает, что мы его знаем. Дети — инопланетяне, с которыми нам нужно познакомиться. Мы должны знать, какой он: способный, быстрый или медленный, сова или жаворонок, любит быть на публике или сидеть в тишине, в уютном кресле с любимой игрушкой.»
Если ребёнок не такой, каким его представляли родители, это не повод его переделывать. Это повод узнать его настоящего и помочь раскрыть его потенциал.
5. Про учителей
Вспомните своих школьных учителей. Кто оставил у вас самые теплые воспоминания? Строгий и требовательный педагог? Или тот, кто делал уроки интересными? Ответ очевиден.
«Кого мы вспоминаем из школьных учителей? Вовсе не того, кто самый строгий и требовательный, а того, с кем было интересно. Знания можно получить из других мест, онлайн-курсов сейчас полно. Нам нужно, чтобы был человек, к которому можно подойти и поделиться своими проблемами, который захочет меня выслушать.»
Настоящий педагог — это не просто источник знаний, а наставник, который помогает ребёнку найти свой путь.
6. Как помочь ребенку развиваться без давления?
Татьяна Черниговская считает, что родителям важно участвовать в воспитании, но без перегибов:
«Дети — это лучшее, что у нас есть. Мы их любим и желаем им счастья, но само оно ниоткуда не свалится. Мы должны участвовать в этом и с полной отдачей помогать им его достичь.»
Вот несколько рекомендаций:
• Прислушивайтесь к ребенку — замечайте, что ему интересно, не пытайтесь навязать свои мечты.
• Развивайте критическое мышление — учите ребенка анализировать, задавать вопросы, находить нестандартные решения.
• Стимулируйте любопытство — знания не должны быть скучными, ищите способы сделать их увлекательными.
• Не бойтесь пересматривать подходы — система образования устарела, и многие вещи можно учить иначе:
«Нужно пересмотреть то, чему мы учим. Мы не можем вместить в школьную программу все то новое, что открывают каждый день.» (Т. Черниговская)
Главное — не превращать детство в соревнование, а дать ребёнку возможность стать собой. Ведь только счастливый ребёнок сможет реализовать свой потенциал по-настоящему.
И в заключение хочу привести мудрые слова Татьяны Черниговской: «Наша задача не воспитать гениального ребенка, а сделать его счастливым.»
А вы согласны с мнением Черниговской? Поделитесь в комментариях.


